5-6 млн. USD. Услуги платного телевидения для Республики Крым

Краткая концепция проекта платного телевидения для Республики Крым

Цель проекта.

Главной целью проекта является извлечение прибыли от предоставления следующих услуг:

  1. Просмотра медиаконтента населением.

  2. Продажи абонентского оборудования для просмотра платного ТВ.

  3. Продажи сформированного медиаконтента (приём, пакетирование, криптование, биллинг и транспортировка) для других эфирных и кабельных сетей.

  4. Предоставление услуги широкополосного доступа.

Для этого планируется построить новую Центральную станцию (ЦС) формирования медиаконтента для Республики Крым с мультиоператорскими функциями, приобрести ряд готовых сетей кабельного ТВ (на 1-ом этапе), а также построить собственные кабельные сети, предоставляющие услуги интернет и цифрового ТВ.

В Крыму есть
1) сети кабельного ТВ, некоторые из которых предоставляют услуги ШПД 
2) сети ШПД, которые предоставляют услуги про просмотру ТВ, как правило в формате IPTV.
Разница в цене за абонента (при покупке сети) примерно более, чем в два раза. (Кабельное ТВ 100-150 $ за абонента, ШПД 350-400 $ за абонента).
 
На сегодня ещё есть несколько сетей кабельного ТВ, которые можно купить примерно от 100 $ за абонента.
При этом в этих сетях уже проложена оптика до домовладений и есть свободные жилы, оконечив которые оборудованием ШПД, можно предоставлять соответствующую услугу, при этом подняв выручку  с одного абонента в 2-4 раза, что обеспечивает хорошие экономические показатели бизнес плана.
У некоторых из них уже частично смонтировано оборудование для ШПД.
В дальнейшем можно начать скупку соседних кабельных сетей по приемлемой цене, угрожая им строительством параллельных сетей с сигналом со своей базовой станции (как было при покупке Волей кабель севастопольских операторов Ликкома и Девкома).
Всего есть несколько сетей численностью от 3,5 тыс. абонентов до 10000 абонентов.
Переговоры о покупке операторов ведут ещё некоторые участники рынка, поэтому цена может немного изменится.
  1. Анализ рынка.

 

  1. Анализ типа приёма ТВ сигнала.

По оценке Аналитического Центра Vi1, телевизионная доставка в России выглядит следующим образом:

Таблица 1.





Тип приёма ТВ сигнала

%

Аналоговое/ цифровое

%

Аналоговое эфирное вещание

38

Аналоговое

69

Кабельное аналоговое

31

Спутниковое ТВ

20

цифровое

31

Кабельное цифровое

4

IPTV

7

 

Телевизионная доставка в Республике Крым (без Севастополя) несколько отличается и выглядит следующим образом (собственные исследования):

Таблица 2.





Тип приёма ТВ сигнала

%

Аналоговое/ цифровое

%

Аналоговое эфирное вещание

42

Аналоговое

71

Кабельное аналоговое

25

Спутниковое ТВ

20

цифровое

29

Кабельное цифровое

7

Цифровое эфирное вещание

4

IPTV

2

Отличия в типе приёма сигнала Крыма от России:

 

  1. Преобладание эфирного вещания над кабельным вещанием. Связано с преобладанием в Крыму зданий с малоэтажной и индивидуальной застройкой.

  2. Наличие цифрового эфирного вещания. Обеспечено в первую очередь бесплатной раздачей пенсионерам в 2012- 2113 годах бесплатных ТВ приёмников для приёма эфирного цифрового ТВ.

 

    1. Аналоговое эфирное вещание.

    1. Конкурсы на выдачу лицензий на аналоговое телевизионное вещание не проводятся в России уже 7 лет.

    2. В Крыму лицензии на аналоговое эфирное телевизионное вещание планируется выдавать в переходный период по включению Крыма в состав России (до 2017 года). Будут ли они продолжены далее, в настоящий момент неизвестно. В любом случае, соглашение Женева 2006 предусматривает, что начиная с 01 июля 2018 года аналоговое телевидение в России должно быть отключено (по крайней мере, аналоговое вещание не будет защищено юридически от помех цифрового вещания других государств). Дополнительные сложности аналоговому эфирному телевизионному вещанию в Крыму может создать решение Нацсовета Украины по телевидению и радиовещанию об аннулировании частотных присвоений для аналогового вещания с 17 июля 2015 года (п. 3.6 и 3.7 Плана развития национального телерадиоинформационного пространства).

    3. Прекращение трансляций в бесплатном аналоговом эфирном формате вынудит почти половину жителей Крыма искать новый источник телевизионных программ. Решением для таких абонентов может стать предлагаемый проект.

 

    1. Кабельное ТВ.

Охват населения кабельными телевизионными сетями в рассматриваемом регионе затруднен и ограничен по причине особенностей застройки. Сектор многоэтажной застройки, где экономически выгодно развивать такие сети, локализован в основном в городах.

В случае реализации проекта прогнозируется увеличение доли сегмента в целом за счет реализации конкурентного преимущества – беспроводной доставки сигнала.

Можно прогнозировать также рост количества абонентов цифровых сетей за счёт аналоговых сетей.

Кабельные сети, как правило, современные и построены на волоконно -оптических кабелях (вплоть до подвода кабеля к отдельному строению). Однако технологическая оснащённость станций кабельного ТВ и предоставляемые операторами услуги существенно различаются.

Крупные (по количеству абонентов) сети (как правило, от 10 тыс. абонентов и выше) уже предоставляют телеканалы в цифровом стандарте и услуги интернет. Лидерами здесь являются такие операторы, как «Ялта ТВ», «Воля – кабель».

Владельцам малых сетей сложно с ними конкурировать, так как сложно при малом количестве абонентов обеспечить возврат инвестиций в оборудование для цифрового телевещания (с кодированием телеканалов), в обеспечение абонентов приёмным оборудованием, а также оборудование широкополосного доступа.

Можно сказать, что сегмент кабельного ТВ в Крыму достаточно насыщен. Количество абонентов в этом сегменте может существенно увеличиваться только за счёт использования беспроводной доставки сигнала к группам домовладений, где отсутствует кабельная доставка сигнала.

Другим направлением развития кабельного ТВ в Крыму является вещание HDTV телеканалов и предоставление услуги широкополосного доступа абонентам кабельного ТВ.

Наличие Центральной станции с мульти операторскими возможностями, которая формирует качественный контент и может использоваться многими операторами также является востребованной услугой в Крыму.

 

    1. Спутниковое ТВ.

Доля абонентов спутникового телевидения (далее СТ) в Крыму обусловлена в основном тремя причинами:

- низким качеством аналогового эфирного вещания для большей части Крыма вследствие как сугубо технологических проблем, так и особенностей рельефа местности;

- менталитетом местных жителей, для которых был приоритетен просмотр российских каналов по сравнению с местными и украинскими телеканалами (до 16.02.2014 года), что ранее обеспечивало подключение к СТ;

- невозможностью подключения к кабельной сети для большинства районов.

В структуре СТ подавляющую долю занимает FTA (free-to-air) - открытые каналы.

Важной проблемой на рынке платного СТ есть высокая стоимость оборудования для приёма кодированных телеканалов большинства спутниковых операторов (за исключением оператора Экстра ТВ, однако у него крайне низкое качество изображения).

 

    1. Беспроводной доступ в диапазоне спутникового ТВ.

Беспроводной доступ в диапазоне спутникового ТВ идентичен спутниковому телерадиовещанию. Приёмное оборудование для абонента совместимо с приёмом программ со спутников, имеет невысокую стоимость (используются традиционные спутниковые антенны, конверторы и ресиверы).

Главным отличием многоканального эфирного вещания от вещания со спутника является расположение передатчика не на спутнике, а на земле (на обычной мачте для радиопередатчиков).

В России беспроводной доступ в диапазоне спутникового ТВ применяется в Иркутске2. При этом используется доставка только для индивидуальных абонентов (также, как и ранее у оператора беспроводного доступа в Симферополе).

Более интересным является опыт эксплуатации подобного оборудования в г. Луганске. Там на начало 2013 года число индивидуальных абонентов беспроводного доступа (платные каналы) было более 10 тыс. домохозяйств или почти 4% от общего количества домохозяйств, а абонентов кабельного телевидения на основе беспроводного доступа в диапазоне спутникового ТВ - 25 тыс. домохозяйств или примерно 10 % от общего количества домохозяйств. Ещё около 100 тыс. домохозяйств или около 25 % абонентов получали с помощью беспроводного доступа сформированный на Центральной станции пакет телеканалов через других операторов.

Крым для развития комбинированной эфирно- кабельной телесети имеет лучшие перспективы, т.к. в отличие от индустриального Луганска в Крыму значительная часть населения живёт в частном секторе малоэтажной застройки, где беспроводной доступ имеет преимущества перед кабельными системами распространения телевизионного сигнала.

 

    1. IPTV и сети широкополосного доступа.

Как широкополосный доступ для операторов кабельного ТВ является дополнительной услугой, так и для операторов широкополосного доступа в Крыму IPTV является дополнительной услугой, что сказывается на её качестве. Как правило, используется уже сформированный пакет телеканалов (чаще всего, операторы получают сигнал IPTV из Одессы, без оплаты за авторские права на каналы), за счёт чего бывают обрывы в показе, помехи видео и аудио сигнала. Качество картинки HDTV смазанное (сигнал очень пережат из-за проблем с сетевым трафиком). В качестве приёмного оборудования используются приставки Инфомир (г. Одесса) с примитивным бесплатным Middleware в качестве бонуса за приобретение приставок. Также используются No Name устройства с программным обеспечением, самостоятельно написанным операторами ШПД, ценой до 1000 руб. за 1 штуку.

Декодирование MPEG-4 в этих приставках программное и на больших экранах заметна разница по сравнению с аппаратно программным декодированием видео приставок типа Dune. Также стоит отметить, что некоторые аппараты Dune уже имеют поддержку 4K UHD и стандарт HEVC H.265.

Наличие в Центральной станции сервера с профессиональным Middleware и трансляция качественного контента даст возможность увеличить проникновение IPTV за счёт наиболее платёжеспособных абонентов.

 

    1. Влияние технического прогресса на рынок платного ТВ.

Основными направлениями технического прогресса на рынке платного ТВ в соответствии с исследованиями компании J'son & Partners Consulting3 и Аналитического Центра Vi4 являются:

Рост медийной оснащённости домохозяйств.

Становится всё больше домохозяйств с HD-телевизорами. Учитывая, что почти половина домохозяйств имеет HD-телевизор и их число растёт примерно на 10% в год, неизбежен рост домохозяйств, пользующихся просмотром телевидения высокой чёткости – HDTV.

HDTV может быть драйвером роста абонентской базы платного ТВ предлагаемого проекта.

Рост домохозяйств, использующих наиболее современную технологию цифрового ТВ – IPTV.

Согласно этих же исследований, количество зрителей телеконтента в интернете за ближайшие три года возрастёт на 10 %,

IPTV демонстрирует наиболее высокие темпы роста абонентской базы.

    1.  

    2. Стратегическое увеличение сегмента платного ТВ на рынке медиауслуг произойдет вследствие вынужденного существенного переформатирования сложившейся структуры этого рынка как в России в целом, так и в Республике Крым после отмены вещания ТВ в аналоговом формате.

    3. Прекращение трансляций в бесплатном аналоговом эфирном формате вынудит примерно половину жителей Крыма (почти 300 тыс. домохозяйств без учёта корпоративного сектора) искать новый источник телевизионных программ. Решением для таких абонентов может стать предлагаемый проект.

 

  1. Краткое описание проекта.

Проект предполагает:

  1. Создание сети кабельного телевидения.

  2. Создание цифровой эфирной телесети на основе технологии беспроводного доступа для трансляции телевизионного контента в цифровом формате.

  3. Создание сети широкополосного доступа с трансляцией IPTV.

  4. Строительство Центральной станции формирования контента с мультиоператорскими возможностями, что позволит предоставлять услуги по формированию (приёму, пакетированию, криптованию, биллингу и транспортировке) медиаконтента для других операторов платного ТВ;

  5. Продажу абонентского оборудования.

 

2.1. Краткое техническое описание.

Функциональная (технологическая) блок - схема проекта приведена на рисунке 1.

Приобретаемый у официальных дилеров медиконтент принимается на Центральной станции в г. Симферополе, пакетируется, криптуется, и направляется далее на передающую станцию беспроводного доступа, в кабельную сеть и сети широкополосного доступа.

В основе каналообразующего оборудования установлены многопоточные мультиплексоры, которые обрабатывают внешний медиаконтент независимо от применяемого формата сжатия (MPEG-2, MPEG-4, HEVC/H.265, SD/HD/3D/UltraHD). Субмодуль скремблера этих мультиплексоров позволяет кодировать ретранслируемые телеканалы разными системами кодирования (одновременно до 4-х систем). Это дает возможность не зависеть от будущих возможных изменений формата сигнала и его кодировок. Кроме того, оборудование сразу же формирует сигнал в формате IPTV для сетей широкополосного доступа.

Для кодирования программ в DVB формате планируется установить две системы криптования: уже применяемую для беспроводного доступа систему условного доступа Crypton и систему условного доступа №1 в Китае- StreamGuard.

Для IPTV планируется использовать Middleware NetUP и систему условного доступа Verimatrix.

 

 

 

 

    1. Разрешительные документы:

Беспроводной доступ планируется развивать на базе ООО, которое уже имеет следующие разрешительные документы:

Лицензии:

  1. 128895 от 30.03.2015 года.

Срок действия c 31.03.2015 г. по 31.03.2020 г.

Территория действия Республика Крым; Севастополь 

Услуга связи: Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации 

  1. 128896 от 30.03.2015 года.

Срок действия c 31.03.2015 г. по 31.03.2020 г.

Территория действия Республика Крым; Севастополь 

Услуга связи: Телематические услуги связи.

Разрешения на использование радиочастот

1. № 177-рчс-15-0005 от 30.03.2015 г.

Срок действия c 30.03.2015 г. по 29.03.2025 г.

Территория действия Республика Крым;

 

Кабельное телевидение планируется развивать на базе вновь приобретаемых операторов кабельного телевидения, имеющих соответствующие лицензии.

 

    1. Стратегия роста проекта.

Кабельное вещание.

  1. Проникновение на рынок за счёт покупки уже построенных кабельных сетей с преимущественно аналоговым контентом со следующей модернизацией:

    1. Увеличение количества цифровых каналов, в первую очередь HDTV.

    2. Предоставление услуги широкополосного доступа абонентам кабельного ТВ.

  2. Привлечение новых клиентов за счёт расширения географии сети, в том числе за счёт использования доставки телеканалов с помощью беспроводного доступа.

Всего планируется купить кабельных сетей примерно из 25 000 абонентов.

 

Старым клиентам будут предложены дополнительные пакеты программ и новый формат вещания – HDTV, т.е. в соответствии с матрицей Игоря Ансоффа старая услуга, более высокого качества.

Кроме того, старым клиентам кабельного ТВ будет предложена новая услуга – широкополосный доступ.

Также планируется подключать новых клиентов, в первую очередь в труднодоступных местах для традиционной кабельной доставки сигнала за счёт конкурентного преимущества – беспроводного доступа.

 

Беспроводной доступ в диапазоне спутникового ТВ.

  1. Сохранение уже имеющихся клиентов с расширением перечня услуг (HDTV) для них.

  2. Привлечение новых клиентов за счёт расширения географии предоставляемых услуг, новых телеканалов и телеканалов в новых форматах вещания (HD) .

Старым клиентам (индивидуальным абонентам) будут предложены дополнительные пакеты программ и новый формат вещания – HDTV, т.е. старая услуга, более высокого качества.

Новым индивидуальным абонентам предлагается уже понятная большинству населения, опробованная и отработанная технология цифрового телевизионного вещания беспроводного доступа, аналогичная спутниковому вещанию. Фактически в проекте в соответствии с матрицей Игоря Ансоффа предлагается формат - старая услуга новому клиенту.

 

Широкополосный доступ.

Это новое направление (диверсификация услуг). В основе его успешного развития:

  1. Первоначальная база волоконно-оптической сети за счёт приобретения операторов кабельного ТВ;

  2. Наличие качественного контента с профессиональным Middleware для услуги IPTV;

  3. Наличие квалифицированных специалистов для обслуживания сетей широкополосного доступа.

Однако в соответствии с матрицей Игоря Ансоффа это новая услуга новому клиенту, поэтому число абонентов в расчете экономической части невелико (10000 абонентов).

 

Абонентское оборудование.

Планируется организовать продажу всех видов абонентского оборудования. Для приёма цифрового кабельного ТВ в первую очередь востребованы CАМ – модули. Также планируется продажа абонентам HD–тюнеров со встроенными дисками для записи, функции паузы. Учитывая, что устройства для приема IPTV уже дешевле и имеют больше возможностей, их для проводных абонентов планируется предлагать в первую очередь.

Для беспроводного доступа будут использоваться стандартные спутниковые ресиверы.

Благодаря совместимости абонентского оборудования беспроводного доступа с оборудованием для приёма СТ FTA и вследствие того, что трансляция осуществляется в диапазоне спутникового телевидения, абонентское оборудование позволяет принимать кроме собственно сигналов своих каналов еще и сигналы спутниковых каналов.

 

    1. Основные конкурентные преимущества проекта.

В данном проекте предполагается использовать современное, высокотехнологичное, высоконадежное передающее и принимающее оборудование. Вместе с предлагаемой в проекте системой организации сети такое оборудование позволяет создать современное, легко перенастраиваемое под изменяющиеся потребности рынка предприятие и удовлетворить самые высокие запросы потребителя, как по качеству, так и по уровню сервиса и функциональных возможностей.

Предлагаемый проект имеет ряд конкурентных преимуществ:

 

Легальность деятельности

Деятельность проекта предполагается развивать строго на легальной основе с оформлением всех разрешительных документов. Закупка медиаконтента будет осуществляться только у официальных владельцев на договорной основе.

 

Потенциал управленческой команды.

Управленческая команда имеют опыт успешной реализации телекоммуникационных проектов в Республике Крым, опыт строительства и эксплуатации сетей кабельного ТВ с количеством абонентов более 50 тысяч.

 

Использование для беспроводного доступа ресивера, совмещающего прием каналов проекта и СТ FTA.

В проекте предполагается использование ресиверов, позволяющих при желании принимать как сигналы Центральной станции, так и СТ FTA, подключив антенны, настроенные на соответствующие спутники.

Наличие гарантийного ремонта абонентского оборудования.

Абонентское оборудование будет обеспечено техобслуживанием и гарантийным ремонтом.

 

Мультиформатность и мультиоператорские возможности Центральной станции.

Оборудование Центральной станции позволяет независимо от изменения форматов вещания телевизионных каналов, их перехода на телевидение высокой чёткости, трехмерное телевидение, и другие новые технологии и т.д. предоставлять абонентом возможность просмотра каналов без приобретения какого либо дополнительного оборудования и, соответственно, дополнительных затрат. Оборудование и программное обеспечение кодирования каналов имеет мультиоператорскую поддержку, что позволяют формировать множество разных условий подключения для разных операторов и абонентов.

Доставка сигнала с помощью беспроводного доступа.

Использование беспроводной доставки сигнала к группам домовладений, где отсутствует кабельная доставка сигнала является важным преимуществом.

Конкуренты по этому параметру значительно проигрывают.

 

Доставка сигнала IPTV до крымской точки обмена Интернет - трафиком (crimea-ix) прямой оптической линией связи.

Это создаст огромное техническое преимущество перед поставщиками сигнала из-за пределов Крыма, так как не будет иметь ограничений по трафику линии связи, а также значительно меньше количество прерываний сигнала, связанное с промежуточным оборудованием внутри линии связи.

 

Сокращение количества приёмного оборудования (комфорт и удобство пользования).

Оборудование проекта позволит сократить количество приемных устройств до одного и с одного пульта управлять переключением всех каналов.

 

    1. Ценностное позиционирование.

 

В соответствии с подходом Майкла Триси и Фрэда Виерсема любой рынок состоит из трех типов покупателей. Одним нравятся фирмы, лидирующие в технологическом отношении (товарное лидерство), другие ценят надежную работу (функциональное превосходство), третьи ожидают быстрейшего удовлетворения своих индивидуальных потребностей (близость к покупателю).

Для достижения успеха необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Становиться лучшими в одной из трех дисциплин ценности.

2. Добиваться удовлетворительного уровня по двум другим дисциплинам.

3. Продолжать совершенствовать свою позицию в главной дисциплине, чтобы не уступить свое место конкуренту.

4. Повышать эффективность в двух других дисциплинах, потому что конкуренты постоянно поддерживают рост ожиданий потребителя.

Позиционирование проекта по этим показателям представлено ниже

 

Товарное лидерство

  1. Вещание большого количества HDTV телеканалов.

  2. Максимальное количество предоставляемых услуг (кабельное ТВ, беспроводной доступ, широкополосный доступ, продажа абонентского оборудования).

 

Функциональное превосходство

  1. Надежность предоставляемых услуг за счет легальной деятельности – наличие разрешительных документов, официальная закупка медиаконтента.

  2. Повышение надежности предоставляемых услуг за счет предоставляемого гарантийного ремонта абонентского оборудования.

  3. Высокие параметры качества сигнала и надежность работы Центральной станции.

 

Близость к покупателю

  1. Возможность формирования индивидуального пакета программ для просмотра.

  2. Возможность свободной оплаты за просмотр (принцип: оплатил – смотришь, без штрафных санкций после прекращения оплаты).

  3. Возможность выбора вариантов подключения как с использованием уже имеющегося приемного оборудования ресивера, так и приобретенного у предприятий - участников проекта.

  4. Наличие местных каналов.

  5. Сокращение количества приёмного оборудования при просмотре местных, доступных и платных телеканалов (комфорт и удобство пользования).

 

Основное преимущество проекта – «Близость к покупателю». На основе анализа рынка можно с уверенностью утверждать, что по этому направлению возможности проекта недостижимы для конкурентов.

 

 

  1. Финансово-экономические показатели проекта.

 

Основные финансово-экономические показатели проекта представлены в таблице

 



Показатели за 9 лет проекта

Величина, руб.

Отчет о прибыли/убытках

 

Итого валовой доход

2 641 695 120

Налоги

79 093 030

Чистая прибыль /убыток

949 745 040

 

 

Всего первоначальные инвестиции

292 797 600

 

Окупаемость проекта за 2-3 года

3 «Атлас платного телевидения России 2013-2018 гг.», http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/atlas-platnogo-televideniya-ro...